История
фитотерапии
К истории фитотерапии
 
Фитотерапия в зарубежных странах
 
Фитотерапия в СССР (часть 1)
 
Фитотерапия в СССР (часть 2)
 
Фитотерапия в СССР (часть 3)
 
Фитотерапия в СССР (часть 4)
 
Фитотерапия в СССР (часть 5)
   Начало | История фитотерапии | Рецепты | Справочник по растениям


Флора земли - огромная, неиссякаемая кладовая лекарственных средств. Общее количество лекарственных растений насчитывается более 12-и тысяч видов...

Фитотерапия и в русской народной медицине, и в народной медицине континентов и всех времен была основным видом лечения, ибо растительный мир предлагал человеку обширный и доступный набор лечебных средств...

список

Н.Г. Ковалева

Фитотерапия в СССР (часть 2)

часть 2 (из 5)

    Данных о начальном периоде развития фитотерапии сохранилось немного, но свидетельства некоторых историков несколько приоткрывают завесу прошлого.
    В государстве Антов, предшественника Киевской Руси, а до этого у скифов, обитавших в Северном Причерноморье от Днепра до Дона (VII век до н. э. - I век н. э.), в лечебной практике с успехом употреблялось много растений. Плиний Старший (23 - 79 гг. н. э.), видный римский ученый и писатель, отмечал, что скифские лекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только в Скифии, но и далеко за ее пределами - в Греции, Италии, куда они вывозились и где их очень высоко ценили. О распространении скифских лекарственных растений свидетельствуют также римские писатели Катон Старший и Плавт, жившие на рубеже III - II веков н. э. Геродот, Аристотель и другие историки упоминают о скифских лекарственных растениях.
    Скифы разводили лекарственные растения в огородах, садах, как это было позднее в Киевской и Московской Руси (Н. С. Думка). Опыт скифов по лечению травами через антов был передан и использован лекарями-профессионалами и народом Киевской Руси. Этими профессионалами вначале были волхвы - лица, обслуживавшие потребности народа в языческом культе. Волхвы были знатоками лекарственных трав, или “зелий”, и в летописях их часто называют “зелийниками”.
    С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями - ведунами, знахарями. Это были первые носители медицинских знаний в древней Руси, которые пользовались знаниями о лекарственных растениях и их лечебных свойствах, накопленными самим русским народом и передававшимися из поколения в поколение устно.
    В IX - Х веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии, откуда в Киев приглашали разных специалистов, в том числе и врачей.
    Первым врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053 - 1125), приглашенный Владимиром Мономахом. Лекарства - сушеные травы - привозились из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму.
    Приглашенные иноземные врачи обслуживали лишь княжеский двор, привозимых “заморских трав” хватало только для князя и его приближенных. Князья часто доверяли также свое здоровье и жизнь русским лекарям-самоучкам. Народ же продолжал лечиться местными травами и прибегать к услугам лекарей-травников, знахарей или использовать собственные знания о целебных свойствах тех или иных трав.
    Под травами подразумевались, а иногда и теперь подразумеваются не только собственно травы - надземная часть растения, но и корень, кора, лист, цвет, плод, семена, почки, т. е. включая все органы как трав, так и кустарников, деревьев.
    В XI веке возникают монастыри и при них сосредоточивается врачевание, организуется сбор и обработка лекарственных трав. В конце XI века киевский митрополит Ефрем приказал строить в Переяславле при монастыре “строение банное и врачеве” для бесплатного лечения приходящих больных.
    В кормчей книге некоторых монастырей в числе церковных людей упоминается “лечец”. Эти люди, пользуясь данными русской народной и греческой медицины, являлись авторами многих рукописных травников, лечебников, зелийников, которые потом во множестве копий распространялись в народе.
    О широком использовании растений для лечения в древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры XI века “Изборник Великого князя Святослава Ярославовича”. Переведенный в Х веке с греческого на болгарский язык в Болгарии, а в 1073 г. переписанный на Руси для киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого, этот компилятивный сборник наряду с другими медицинскими знаниями приводит описание ряда лекарственных растений, применявшихся в то время на Руси.
    Авторы “Изборника” среди лекарственных средств чаще упоминают “былия” и “зеленину”. Считалось, что свежие растения помогают лучше, поэтому, например, плоды, овощи, зелень назначались больному в “суровом” (невареном) виде. В “Изборнике” рекомендуется употреблять растительные продукты больше, нежели другие сорта пищи.
    В XIII - XV веках почти все ранние рукописи по медицине погибли в огне пожаров, во время войн и других стихийных бедствий (частые междоусобицы князей, татарское нашествие). Сведения за этот период чрезвычайно скудны, но, конечно, использование растений для лечения не прекращалось.
    После свержения татарского ига установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 г. открылась первая аптека исключительно для обслуживания царского двора по западноевропейскому образцу во главе с аптекарем, приглашенным из Англии, Джемсом Френчем.
    Иноземные аптекари применяли ассортимент западноевропейского лекарственного сырья, ввозимого из-за границы, и травы, которые собирались специальными знатоками - “помясами” - для нужд аптеки.
    Умный и дальновидный государственный деятель Иван Грозный понимал, что забота только о здравии царствующего дома недостаточна для благополучного царствования его. Большое значение поэтому имело другое начинание, тоже в 1581 г., - основание Аптекарской избы, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси. Организация избы - начало самостоятельного медицинского управления в России.
    В конце XVI века при Борисе Годунове изба была преобразована и стала называться “Обтекарьским приказом”. Приказ с сушильнями, складами, аптеками и другими помещениями находился близ Чудова монастыря. Во главе был поставлен “обтекарьский боярин”.
    Приглашенные к делам приказа вначале иностранные врачи, несмотря на высокие оклады и большие привилегии, не были заинтересованы в прогрессе русской медицины.
    В недрах приказа зародилось движение за использование и изучение на основе русской народной медицины отечественных лекарственных трав. Чтобы избавиться от иноземной зависимости, к сбору лекарственного сырья Аптекарским приказом были привлечены широкие слои населения: специалисты-“травщики”, крестьяне, казаки, ремесленники и их дети. Руководство сбором и обработкой растений на местах проводили лекари и аптекари из приказа.
    В этот период на Руси начинает больше появляться медицинской литературы, к числу которой относятся так называемые вертограды - переводные рукописные травники, своего рода медицинские энциклопедии. В “вертограде” описывается лечебное применение растительных, животных и минеральных веществ, но свое название он получил от основного содержания, посвященного растительному лечебному сырью (“вертоград” значит сад, цветник, огород).
    Наибольшей популярностью пользовался “вертоград”, переведенный Николаем Булевым. Он постоянно и многократно переписывался в течение почти трех столетий, до конца XVIII века. Им пользовались врачи и образованные люди того времени в качестве лечебника.
    Русские “вертограды” являлись творческим, а не компилятивным трудом переводчиков и переписчиков. Много добавлений вносилось в иностранные оригиналы, и описание русских лечебных трав и их применение приводились в соответствие с установившимися у нас навыками их использования. Приписки, что определенное растение “растет на Коломне” или “растет на Руси множественно”, - свидетельство этому. Рекомендуя укроп как лечебное средство, переводчики прибавляли, что - “укроп - трава, всеми русскими людьми знаемая”.
    Советский исследователь древнерусского врачевания Н. Я. Богословский пишет: “...скупой в описании чужеземных зелий русский переводчик до предела спешил поделиться своими сведениями, когда дело касалось земли отцов и прадедов”.
    В “вертоградах” приведено более тысячи ботанических видов лекарственных растений. В некоторых рукописях имеются рисунки трав, сделанные пером. Большое внимание уделялось лечению крапивой, черемухой, листьями дуба, луком, чесноком. Уже тогда было известно полезное лечебное действие ландыша при сердечных заболеваниях. “Вертограды” считаются и первыми массовыми справочниками по сбору и лечебному применению лекарственных растений для русского люда.
    К числу переводных медицинских рукописей XVII - XVIII веков относятся рукописи под названием “Прохладные вертограды”. Последние содержат более краткие, чем в “вертограде”, сведения о растениях без описания их.
    В “Прохладном вертограде”, хранящемся в Государственной публичной библиотеке имени М, Е. Салтыкова-Щедрина, говорится о лечении головной боли, болезней печени, сердечных приступов, детских и других заболеваний.
    Другим видом рукописей по лекарственным растениям того времени являются рукописи под названием “О перепущении вод”, в основу которых положено сочинение Иеронимуса Бруншвига в XVI веке. Этот вид древней медицинской литературы был рассчитан не на простой народ или рядового “лечца”, а на образованных людей, имевших некоторые фармацевтические знания.
    Лечение “перепущенными водами” сводилось к употреблению воды, получаемой в результате кипячения ее с травами и последующей отгонкой и охлаждением водяного пара. Эта процедура требовала много времени, знаний, специальной аппаратуры, которыми простой человек и не всякий рядовой “лечец” мог располагать. Процесс перегонки растений с водой применялся давно и был известен арабам уже в VIII веке.
    В этих рукописях приводилось тоже около тысячи названий растений, давались советы изучать и осваивать флору своей местности. Переводчики опускали некоторые средства и способы лечения и делали дополнения с учетом особенности русской природы и опыта отечественного врачевания.
    Сохранился перевод с польского языка сочинения краковского профессора Симона Сирениуса (XVII век) с рисунками растений, сделанными пером, объемом около 400 листов. Рукопись содержит подробное описание растений, времени и места сбора, способов их медицинского применения.
    Аптекарский приказ, созданный первоначально как придворное учреждение, после перерыва в течение смутного времени был восстановлен в середине XVII века и стал государственной организацией по обслуживанию медицинской помощью не только царского двора, но и войска. Аптекарский приказ выполнял также функции по сбору, розыску новых и разведению лекарственных трав.
    В XVII веке, судя по сохранившимся рукописным лечебникам и спискам среди собираемых Аптекарским приказом лекарственных трав, наиболее часто встречались следующие растения: аир - корневище; береза - лист, почки, сок; борщевик - трава; вахта (трифоль) - лист; донник - трава; дуб - кора, желуди; дягиль - корень; земляника - лист, ягоды; зоря (любистик) - трава; иссоп - трава; калина - кора, ягоды; липа - цветы; лопух - корневище; лук - луковица; можжевельник - ягоды ^ мята кудрявая - лист; пион - корень; полынь - трава; подорожник - лист, семена; редька - корень; тополь - почки; тысячелистник - трава; хвощ - трава; хрен - корень; черемуха - цвет, листья; чеснок - луковица; шалфей - лист.
    В “Сборнике” русского археологического общества” (В. Л. Ламанский, 1861) имеется несколько чертежей Аптекарского приказа с нанесенными на них огородами и садами, где культивировались лекарственные растения. Большое внимание в них уделялось шиповнику (называвшемуся своробориной), который предназначался для лечения его плодами раненых и больных цингой во время военных походов, а также стрельцов, находившихся в отдаленных гарнизонах.
    Иностранные врачи, жившие в Москве в то время, говорили, что “московские лекари покорены прелестью лука и чеснока” (А. В. Пруссак, 1953).
    Большинство растений, применявшихся Аптекарским приказом, признано современной научной медициной, которая подтвердила их лечебную ценность, нашла в них ряд активно действующих веществ и, в частности, установила механизм действия “прелести” лука и чеснока.
    При Аптекарском приказе была организована школа, которая готовила первых русских врачей. В 1654 г. в ней обучалось 30 стрельцов, часть которых позднее была направлена в стрелецкие полки. В приказе собиралась специальная литература на славянском и иностранных языках, видное место занимали в ней русские травники (М. Шегели, Д. Ястржемский).
    В 1673 г. в Москве была открыта вторая аптека с вольной продажей “всяких чинов людям”. При гражданском госпитале у Никитских ворот несколько позднее была открыта еще одна аптека. В это время начинали работать аптеки и в некоторых других городах. Одновременно создавались специальные аптекарские сады для выращивания лечебных трав. Сады эти были разбиты на правом берегу реки Неглинной, вдоль современной Моховой улицы, у Мясницких ворот, в Немецкой слободе.
    В древней Руси наряду с использованием богатейшей национальной флоры применялись многочисленные “зелия врачевьские”, завозимые из других стран и городов, как Александрия, Багдад, Египет, Эфиопия, Аравия, Персия, Греция, Венеция, Сицилия. Наибольшим предпочтением на Руси всегда пользовались индийские “зелия”. Среди других групп лекарственных средств, доставляемых из Индии, средствам растительного происхождения принадлежало важнейшее место. Наибольшим спросом пользовались индийские пряные вещества: гвоздика, черный перец, кардамон, мускатный орех, “ирной корен”, или аирный, которые применялись и как лечебные средства. Немало известных в Индии и на Руси лечебных средств описано Афанасием Никитиным в его путевых заметках “Хождение за три моря”.
    Лекарственные травы в Москве и других городах продавались в зелийных лавках, которые упоминаются в некоторых исторических документах, относящихся к XVI веку. Владельцы зелийных лавок, являвшихся первыми аптечными учреждениями на Руси, изучали качество и лечебные свойства растений, которыми они торговали, и некоторые из них были составителями рукописных лечебников - травников.
    Сбор и использование отечественных лекарственных растений получили более широкое развитие при Петре I. В 1701 г. он издал указ об организации в Москве 8 частных аптек; указом его от 11 февраля 1714 г. в Петербурге был организован аптекарский огород, существующий в Ленинграде и ныне на том же месте как Ботанический сад Академии наук СССР.
    Петр I собственноручно сеял лекарственные травы в огороде и приказал присылать туда семена их из других городов.
    Аптекарские сады, как известно, существовали на Руси уже давно. С созданием же аптекарского огорода в Петербурге в нашей стране наряду с культивированием лекарственных растений начались уже систематические научные работы по их изучению.
    Открытая при Академии наук типография напечатала в 1732 г. в “Комментариях” академии первую печатную статью о лекарственных растениях. Это была краткая заметка И. X. Букобаума о лечебном применении ягод жимолости. В дальнейшем число печатных работ, посвященных растениям, применяемым с лечебной целью, значительно возрастало. А. Т. Болотов (1738 - 1833) в своем журнале “Экономический магазин” поместил около 500 статей по лекарственным растениям.
    В 1718 г. была послана специальная экспедиция в Сибирь для изыскания лекарственных растений. В 1754 г. Медицинская канцелярия, преобразованная из Аптекарского приказа, в одной из своих инструкций предписывала лекарственные растения “из чужих краев уже не выписывать”.
    Передовые русские ученые положительно оценивали русский народный опыт врачевания травами и считали необходимым всемерно использовать для лечения растения, в первую очередь отечественные.
    Великий русский ученый М. В. Ломоносов, которому мы во многом обязаны развитием русской медицины, в своем известном письме к И. И. Шувалову 1 сентября 1766 г., излагая основные государственные задачи о “... сохранении и размножении российского народа”, писал о необходимости использования народных лечебных средств, подчеркивая: “...при этом не позабыть, что наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют”. М. В. Ломоносов правильно оценил значение свежих ягод и овощей для предупреждения цинги.
    Ученик М. В. Ломоносова, один из первых русских академиков, солдатский сын И. И. Лепехин, также внесший крупный вклад в развитие русской медицины, особенно интересовался целебными свойствами трав, употребляемых простым народом. В статье “О домашних средствах, простым народом в болезнях употребляемых” (1782 - 1783) он пишет: “...лучше лекарственные средства не умствованием врачей, но употреблением простолюдинов открыты были”, и подтверждает это многими примерами.
    И. И. Лепехин внимательно изучал народную медицину, проверял рекомендуемые ею средства, отбрасывал неверные, пропагандировал средства, оказывающие пользу. Он описал 600 видов растений, имеющих лечебное и хозяйственное значение. В частности, он отметил свойства мяты: “Она поправляет слабость желудка, утоляет тошноту, вызывает аппетит, может быть использована как мочегонное средство”.
    Путешествуя по России, И. И. Лепехин тщательно собирал сведения о местной народной медицине. Сохранился “лечебник”, куда он заносил данные народной медицины о целебных свойствах различных трав. В нем описано 30 растений, из которых многие используются в современной медицине, такие, как жостер, мать-и-мачеха, девясил, “богороцкая” трава, серпуха, чемерица, истод, осока песчаная, крушина ломкая, чистотел, горечавка полевая, золототысячник, вахта трехлистная, полынь горькая и др. (Т. А. Лукина, 1965).
    И. И. Лепехин писал, что в районе Тюмени ему не приходилось видеть крестьян, больных цингой, потому, по его мнению, что как взрослые, так и дети пили соки березы, сосны и ели. Во время путешествий он отмечал отсутствие медицинской помощи в селах и многих провинциальных городах и поэтому считал необходимым создание лечебника для народа В “Дневных записках” он писал: “Я разумею такое наставление, чтобы всякий крестьянин мог довольствоваться простыми былиями, на их полях растущими, чтобы слог был простой и внятный, травы природными бы изъяснены были наименованиями, а важнейших трав живые изображения, с которыми бы всяк живую траву сравнить мог Не великий из того произойдет убыток, когда отдаленные места такими наставлениями снабжены будут даром”.

  И. И. Лепехин (1740 - 1802 гг )  И. И. Лепехин (1740 - 1802 гг )

    В трудах И. И. Лепехина широко пропагандируется необходимость изучения отечественной лекарственной флоры, всемерного ее использования в лечебной практике и замены ею лекарственного сырья, привозимого из других стран Он предлагал отказаться от иноземных трав не только из патриотических побуждений
    И. И. Лепехин высказал мысль, что для лечебных целей надо пользоваться не чужими, привезенными из далеких стран растениями, а местными, растущими в той среде и в тех условиях, которые окружают больного.



(версия для печати)
  
ОТ Флинта
   Семейная аптека
:   
  • История фитотерапии
  • Рецепты (сборы, отвары...)
  • Справочник по растениям
  • Справочник по грибам
  • Поиск

  • Настоятельно рекомендуем
      

    перед применением того или иного рецепта обратится к Вашему врачу за консультациями и разрешением к применению этого рецепта или метода лечения (профилактики).
      
    Вся информация в этом разделе ни в коем случае не претендует на абсолютность и непогрешимость. В т.ч. некоторые ее части могут противоречить друг другу, т.к. все, что здесь есть, собрано из разных источников и разных авторов.
    Право выбора остается за Вами.

      
    Copyright © Kirsoft Inc., 2000-2012
     
     
    Rambler's Top100Rambler's Top100
    Грибное место Каталог медицинских ресурсов